ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ СЕРГЕЯ ОЛЕГОВИЧА СНЕЖКИНА НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ 26 АПРЕЛЯ 2022 ГОДА
Уважаемые друзья, коллеги, наконец мы сумели собраться, и сегодня нам предстоит выполнить необходимые, заложенные в уставе нашей организации процедуры — избрать руководящие органы союза, заслушать отчёты и, самое главное, определить, как мы будем жить последующие пять лет и для чего.
Времена наступили тяжкие, трагические, мы пережили эпидемию, почти остановившую жизнь страны, и уж тем более, нашей организации, понесли невосполнимые потери — ушли в мир иной множество наших товарищей. Такого количества смертей не было никогда! Самое ужасное, что ушли люди, создавшие великий кинематограф, люди легендарные. Творческому и жизненному подвигу которых обязана страна, обязаны все мы. И наша задача основная, забегая вперёд, состоит в том, чтобы на место ушедших пришли новые люди, чтобы наша организация не обескровливалась постепенно. Да, они не смогут заменить корифеев русского, советского киноискусства! Невозможно заменить Клепикова или Мельникова, но возможно и должно, и в этом мы видим миссию нашего сообщества, найти, привлечь, вселить надежду, способствовать появлению среди нас, в нашем союзе людей, жаждущих сказать, прокричать, прошептать, в конце концов, свои идеи, свою боль, счастье, радость, с тем, чтобы это через их произведения пришло к зрителю. То есть к народу.
Это вообще наша концепция совместная о существовании Союза в будущем, по осмыслению его роли в этих новых обстоятельствах, в новых условиях.
Положение дел в российском кинематографе сегодня таково, что если Союз не поможет новому поколению войти в киноискусство, ему не поможет никто! Никакие питчинги, мерчендайзинги, рибейты и креативы. Идиотская история с открытием «творческой лаборатории дебютов» на бывшем «Ленфильме» во главе с отъехавшей, как говорят, за рубежи нашей Родины, некой Дрозд тому пример и подтверждение.
Нам не нужны цифры для отчётности — столько-то новых членов вступило в Союз кинематографистов, такого-то возраста, такой-то национальности. Мы мыслим смыслами и содержанием. Нам нужны люди, способные возродить национальный кинематограф. И молодые, и кинематографисты так называемого среднего возраста, и опытные, оснащённые мастерством, мастера старшего поколения. Нам, Союзу и российскому кинематографу нужны все способные и желающие создавать киноискусство. Потому что, по моим личным наблюдениям, из нашего промысла, из отечественного кинематографа на протяжении многих лет вытравливается само слово Искусство. И это самое главное средоточение всех наших дальнейших последующих усилий. Нам нужны люди, способные возродить национальный кинематограф. Нам, Союзу и российскому кинематографу нужны все желающие и способные создавать это киноискусство. Как мы полагаем это делать, как работать в том числе с молодыми я расскажу позже.
Я начал с этого и повторю — времена наступают очень тяжёлые, идут военные действия. Называются они «специальной операцией», но это военные действия. «Специальная операция» — это где-то далеко, за морями, в Сирии, а здесь у нас военные действия. В полный эпический рост! Я знаю, что в этом зале, среди членов нашей организации есть разные мнения о происходящих событиях. Иметь своё мнение — святое право каждого. Как и возможность высказать его или промолчать.
Воспользуюсь возможностью и правом высказаться.
Я считаю эти военные действия необходимыми, запоздалыми, благородными и направленными на спасение русских, нашей культуры, нашего языка. Как и всякие военные действия, это трагедия, но другого выхода, судя по всему, нам не оставили. Уже есть результаты. Почти полностью освобождены Луганская и Донецкая области, в Крым поступает вода, сбежал Чубайс вместе с женой Дуней, а это значит, что некоторое время Смирнова кино снимать не будет, если конечно Министерство культуры не пришлет ей деньги в Турцию, закрыты несколько радиостанций. То есть правительство нашло, наконец, в себе силы прервать традицию, по которой Россия была единственной страной в мире, где люди профессионально и истово, ежедневно, круглый год, ненавидящие эту страну, этот народ, получали за ненависть от государства огромные деньги. Лучше поздно, чем никогда! Но у меня вопрос к властям. Если для того, чтобы закрыть «Эхо Москвы», понадобилась целая «ограниченная военная операция», то какая же война, страшно подумать, нужна будет для того, чтобы сковырнуть Бондарчука со товарищи и вернуть нам «Ленфильм». Похоже, только ядерная.
Я говорил и повторю, у нас тоже есть свой Донбасс, он расположен по адресу: Каменноостровский проспект, дом 10, город Санкт-Петербург. И мы боролись, боремся и будем бороться за него, пока захватчики не будут изгнаны, а мы вернемся. Пускай в руины. Но в нашей генетической памяти есть навык восстановления. И мы возродим его и снова сделаем студией.
Прозорливые умные люди давно говорят, что эти военные действия, в том числе за Россию, за освобождение её от лжи, от воровства, и, я рассчитываю и надеюсь, что события эти, переживаемые сейчас нами, сработают в конечном итоге, как очистительная клизма для государственного организма — выведет паразитов, шлаки, злокачественные опухоли и это во многом зависит от каждого из нас.
Лет двадцать с лишним тому назад я оказался в Москве и увидел поперёк Тверской растяжку с огромными буквами: «Кинематографисты с Ельциным». Шла предвыборная кампания, и Юлий Соломонович Гусман, тогдашний директор центрального Дома кино подсуетился, и в награду его сделали депутатом Государственной думы, а остальные блага он добыл сам.
Я вспомнил эту историю потому, что и тогда и сейчас абсолютно уверен — кинематографисты должны быть с кинематографом. Там наш фронт, там наша зона ответственности. Тем более, что и вчера, а уж тем более сегодня, очевидно всем — профильное министерство — Министерство культуры совершенно не знает, что делать с национальным киноискусством. Вот наступили санкции. Американские киногиганты отказали в своей продукции. Казалось бы, здорово! Вот он шанс! Вот счастливый случай, когда российское кино придёт наконец к своему зрителю. Ведь за последние двадцать лет было снято больше трех тысяч российских полнометражных фильмов. Если верить отчётам того же министерства культуры, самых разнообразных — и детских, и мелодрам, и комедий, и, так называемого, социально-значимого кино, и мультфильмов, и мюзиклов. Теперь в освобождённые от американского «контента» кинозалы хлынет отечественный зритель наслаждаться отечественным же кино!
И что? А ничего! В полном смысле этого слова! Нечего показывать. Не смотрит отечественный зритель отечественное кино в силу его бездарности, глупости, полной оторванности от народной жизни. Российская киноиндустрия, сведённая до единственной студии «Мосфильм», которая имеет право называться киностудией, потому что обладает полным циклом производства фильмов, но сама ничего не производит, а только предоставляет услуги, доведена до штамповочного предприятия, производящего нечто низкого художественного качества, безыдейного, наивного до глупости, совершенно вторичного, судорожно и беспомощно пытающегося быть похожим на американское кино.
Это деградация, растянутая почти на двадцать лет. Меняются министры культуры, я уже пережил шесть штук, начиная с члена Политбюро товарища Петра Ниловича Демичева, увеличивается количество денег, отпускаемых на производство российских фильмов, и, сообразно этим деньгам, растёт зрительская тоска, и даже ненависть! Послушайте! Я это слышал по радио «Комсомольская правда». Ненависть российского зрителя к российскому кинематографу! И только у минкультовских дам всё по-прежнему в порядке. Напоминаю диалог между министром культуры Ольгой Борисовной Любимовой и президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, показанный по телевидению.
Президент: «Как там на «Ленфильме»?
Министр культуры: «Ой! Всё лучше и лучше! (тут, видимо, Ольга Борисовна почувствовала что-то в глазах президента и вспомнила, что он работал в разведке и поэтому добавила) Правда! Продюсеры в очередь стоят!»
Как это комментировать? Как это воспринимать? Всем нам, которые это видели.
Ну, хорошо! На «Ленфильме» всё в порядке, как и в российском кинематографе. Допустим. А что в кинотеатрах теперь показывать будете? Недавно я услышал от продюсера Акопова о том, что в кинотеатрах предполагается показывать сериалы. Видимо, он не знает, что и сериалы, тем более его производства, тоже не смотрят. Значит, скорее всего, через несколько месяцев начнут тырить копии американских фильмов где-нибудь в Казахстане или Турции и крутить их в видеосалонах, как в девяностых годах, нелицензированную продукцию.
Потому я говорю, что рассчитывать на просветление в мозгах начальства от культуры не приходится. Никто не поможет нам — не Бог, не царь и не герой! Если мы не поможем своему кинематографу сами.
А для этого у нас есть Организация. Опытные и талантливые люди. Не ждите, что к вам обратятся за помощью, за советом. Делиться кинематографом с кинематографистами они не станут. Потому что для нас Кино это судьба, а для них власть и деньги.
Грядут тяжёлые времена! Что надлежит делать? По нашему мнению, в первую очередь необходимо соединять кинематографистов, знакомить их друг с другом. Президент Российской Федерации однажды сказал, что нам нужно сшивать страну — строить мосты, дороги, аэропорты. Нам надлежит сшивать в первую очередь сценаристов, режиссёров, операторов, художников, звукорежиссёров, всех, кто занимается или мечтает заниматься созданием фильмов. Мы не знаем друг друга. Не видим фильмов, снятых коллегами, не знаем проблем, препятствий, мешающих нам, и способов преодоления оных. Фестивали, при всей их кажущейся многочисленности, не способны вместить в себя всех нас, наши проблемы, и у них другие задачи. А мы должны воссоздать сообщество, среду, которая сама по себе только и может вести, подталкивать кинематографический процесс, обмениваться идеям, опытом, открытиями и достижениями. Необходимо вынуть из нор, из забвения всех разуверившихся, прозябающих на дешёвых унизительных сериалах, копеечной рекламе.
У нас всё готово для этого! Выкованная десятилетиями организация профессионалов, как минимум три Дома кино — в Москве, здесь и в Екатеринбурге. Понадобятся деньги для переездов, гостиниц, питания. Для этого есть Фонды, гранты, субсидии. Есть целый Институт кино и телевидения, в котором происходят благотворные изменения, где сменился ректор, и на который мы все возлагаем свои надежды. Потому что, по моей идее, возрождение Санкт-Петербургского кинематографа теперь пойдёт именно с улицы Правды.
Есть огромный проект развития регионального кино, которым занимается Союз кинематографистов России. И этот проект служит поиску, выявлению и вхождению в профессиональный кинематограф талантливых людей по всей стране.
Нам нужно создать при хотя бы трёх отделениях — нашем, естественно, в Москве, и там же на Урале сценарных советов, которые будут находить и доводить, именно доводить даже если для этого понадобятся месяцы, сценарную литературу до товарного состояния, то есть, чтобы по этим сценариям можно было снимать кино. Этим занималась в своё время Центральная сценарная студия и сценарные коллегии объединений и студий.
Это основа основ! Проблема проблем! Редактура, имеющая несчастье работать в продюсерских компаниях, в лучшем случае, обслуживает людей с чрезвычайно низким культурным уровнем, называемых у нас продюсерами, а в худшем, просто является прислугой за всё.
Вообще, назрела какая-то такая, по моему глубокому убеждению, перерегистрация, если хотите, людей, которые называют себя продюсерами. Давайте хотя бы выясним, а почему, это же самозванцы, почему ты назвал себя продюсером, кто тебе сказал, на основании каких документов. И выяснится невероятное количество удивительных совершенно людей, которые раньше были милиционерами, производили водку, и занимались черт знает еще чем, это просто вот такое подвести итоги, проверить. Для того, чтобы мы снимали фильмы, как режиссеры, минимум нужен диплом ВГИКа, чтобы мы стали операторами, нужны какие-то документы, художниками, актерами в том числе, а для того, чтобы ты был продюсером, не нужно ничего. А мы удивляемся деградации национального кинематографа, вот это одна из систем.
Кстати, проект про который я говорил, которым сейчас занимается так называемый большой Союз «Развитие регионального кино», это в том числе охота за историями, сюжетами, людьми, судьбами, которыми переполнена страна, та самая провинция, которая всегда питала и подпитывала русскую культуру, а в нашем случае отечественный кинематограф. Ведь кино сосредоточено в одном городе. Этот город называется Москва А знаете ли вы, что из Петербурга уже несколько лет идет исход. Людей. Закончивших наш институт, которые не могут найти себе здесь работу. Если у кого-то есть квартира, они ее сдают и на эти деньги живут где-то на окраинах Москвы, но там хотя бы есть работа. То есть, это вообще эпическое событие – эти деньги, которые удалось выбить на развитие этого регионального кино. Я предрекаю какую-то новую волну, я на это очень надеюсь и желаю всяческих удач и успехов гражданам, которые занимаются этим в центральном Доме кино. Я так полагаю, что это вообще такое, знаете, это будет месторождением, открытие месторождений, как редкоземельных металлов, золота и нефти. Вот чего мы ждем и чего мы хотим. Потому что всё лучшее написано. Необходимо перечитывать. В том числе ужасные и горькие строки «Мы живем под собою не чуя страны». Это касается всего. И в первую очередь кинематографа, этот кинематограф не чует страну, не понимает ее и не работает для нее. А это наше дело. Если Минкульт не справляется, значит, это наше дело, мы должны это делать, потому что на то оно и чиновничество хитрое, чтобы отсидеться во все эти трагические страшные времена, а когда все закончится таким или иным образом, продолжить то, чем они занимались всегда. Мы не можем этого допустить. Это практически последний шанс, который мы даем власти, мы ей поверили, это должно быть обновление всего. И если Союз, и наш в том числе, не будет принимать в этом участия, мы проиграем всё. Раз и навсегда. Поэтому время больших слов, например, слова Ответственность. Мы должны понять, определить и возложить эту ответственность на себя. Все вместе. Еще раз говорю, для этого у нас есть все возможности эту ответственность принять и этим заниматься, что бы не происходило, в каких бы министерствах. Мы должны это сделать. Я многих знаю в этом зале и работал с ними, поверьте, здесь и сейчас сидят выдающиеся люди, это огромный потенциал, невостребованный, а теперь он должен быть востребован.
В сценарных советах, которые мы полагаем создать, надлежит, в том числе определить тематические планы, чтобы работа была целенаправленной и осмысленной. Это, в нашем понимании, может стать альтернативой совершенно оскорбительному явлению под названием «питчинг», где на обсуждение сценария отводится пять-семь минут! Это называется, я сразу вспомнил иностранное слово полузабытое — профанация
И конечно, форма записи сценария, его размер. Сейчас это литература главтелеграфа, которую пишут для компьютерных программ, для чиновничьего удобства.
Сегодня мой покойный товарищ — великий, последний великий сценарист Петя Луцык в соавторстве с соавтором Саморядовым, великие сценаристы русского кино не имели бы никаких шансов на этих питчингах. Потому что их сценарии: ”Дикое поле“, ”Дети чугунных богов”, ”Гонгофер” просто не приняли бы на рассмотрение. Они не форматные. Как и сценарии Габриловича, Шпаликова и того же Клепикова. Была сценарная литература. Мы ей зачитывались. Она издавалась отдельными книжками. Почитайте что теперь подается. «Она села, он сказал, этот пошел». Всё. Всё остальное на откуп человеку, который будет этот делать
Далее. Нам надлежит возобновить семинары. Творческие семинары, потому что мы творческая организация, где обсуждались бы наши насущные творческие и производственные проблемы, искались бы пути выхода из кризисных ситуаций.
Мы должны обсуждать всё и доводить наше мнение до властьимущих. Хотят они этого или нет. Мы должны соединять особенно молодых с выдающимися людьми России. Таковые есть. Много! В науке, культуре, медицине. Так устроена сегодняшняя наш жизнь, что таких людей нет ни в телевизоре, ни в интернете. А мы их найдем. И мы их знаем. И эти встречи будут служить социализации в первую очередь молодых кинематографистов, познанию народа среди которого они живут и которому должны служить. Потому что вся субкультурка, созданная за тридцать лет в нашей стране, в основании своем пронизана презрением к народу, к народам, населяющим Россию.
Мы должны отнять молодежь. И у мадам Собчак, и у татуированных клоунов, и у холеного Бондарчука. Работа большая. Действенная. Цели вполне достижимы. Кино должно перестать быть бессмысленным, штампованным, в него должно вернуться искусство. Вот что такое ответственность в нашем понимании в сегодняшних очень тяжелых и опасных для нас и для страны условиях
Потому заклинаю вас — сохраните нашу организацию. Потому что пока она существует, есть надежда и даже уверенность на то, что кинематограф, хотя бы в этом городе, будет возрождён и будет востребован.
А о нас будет кому заботиться, достойно проводить в последний путь. Между прочим, я горд и счастлив тем, что многим помогаем. Что к нам обращаются со своими бедами, болезнями, проблемами. Наш юрист выиграл все процессы по невыплате зарплаты продюсерами для тех, кто обратился к нему за помощью. Один из таких процессов пришлось проводить в Москве, потому что там располагается компания ответчика. Ничего, провели и в Москве. Суд выиграли. Я ещё раз призываю, особенно молодых, да и зрелых тоже, прежде чем подписывать договоры, обращайтесь к нам за правовой помощью и консультацией. Они бесплатные.
Кстати о судах. Обязан сообщить вам: через два дня после нашего общего собрания, на котором мы приняли письмо к Президенту страны с просьбой об увольнении Пичугина, Пичугин подал в суд на меня иск о том, что сценарий «Халхин-Гол», который был мною написан и сдан киностудии, якобы не существует. То есть не написан мною. Это был ответ Пичугина на наше письмо Президенту. Пичугина уволили, на его место прислали ещё одного топ-менеджера по фамилии Щербаков. Щербаков позвонил мне, пригласил на встречу, на которой предложил следующее — я ухожу с поста председателя правления, а они избирают председателем правления нашей организации депутата Городской Думы от партии «Единая Россия» Анастасию Мельникову, и в обмен отзывают иск и даже предоставят мне возможность преподавать в Институте кино и телевидения. «Они», как я понимаю, это сам Щербаков и Бондарчук. Я отказался. Тогда они позвонили моему товарищу Армену Николаевичу Медведеву с тем, чтобы он повлиял на меня, и я всё-таки принял щербаковские условия. Армен Николаевич влиять не стал и, более того, напомнил, что председателя организации выбирает общее собрание, и, если захотят, выберут Мельникову, решат выбрать кого-нибудь другого, выберут другого. И никакой директор на это повлиять не может. Я думаю, вы должны знать эту историю, которая много говорит о качестве людей, которые сегодня уничтожают студию, а заодно решили прибрать к рукам и наш Союз.
Идём дальше. Как и прежде, самая сплоченная и работающая секция нашего Союза — это секция ветеранов. Это такое сообщество внутри сообщества. Которое поддерживает друг друга плечами, заботится друг о друге, встречается здесь у нас почти на все праздники. Исправно посещают мероприятия, премьеры и знают друг о друге всё! Они делают огромную и необходимую работу. Пo сути, секция ветеранов и наш Союз — это то, что связывает людей, отдавших свою жизнь киноискусству, кинопроизводству друг с другом и с кинематографом. Я уже не говорю о таких нужных вещах, как лекарства, материальная помощь, та же самая поддержка, когда приходит беда, а вместе с ней и одиночество.
Все вы знаете Анну Григорьевну Татаринцеву. Она много лет работала здесь. Она заболела. Очень тяжело. Нуждалась в госпитализации. Срочной. Но та клиника, куда её направили по месту жительства, была старой, потрёпанной, с плохим обслуживанием. А другая — хорошая, которую она сама выбрала, ей не полагалась, потому что расположена в другом районе. Мы решили эту проблему. Положили её туда, куда она захотела. Теперь она шлёт фотографии и утверждает, что там рай земной, кормят как дома, а на каждого больного чуть ли не по две медсестры. Я рассказал вам об этом, как пример авторитета нашего Союза, и почему эта организация будет нужна всегда.
Неделю назад в Доме кино открылся постоянно, я подчёркиваю, не от случая к случаю, а постоянно действующий клуб документального кино. Его возглавил режиссер Дебижев.
Прошло уже несколько просмотров и, что особенно радует меня, обсуждений просмотренных фильмов. Белый зал был заполнен полностью, большой на две трети. Зрители в основном молодежь! Вот вам и начало воплощения самых смелых мечтаний.
В следующем месяце попробуем открыть семейный киноклуб. Идея заключается в том, чтобы Дом кино стал местом, куда целыми семьями приходили люди, привыкали к достойному кино, которое нигде кроме как у нас не увидишь и которое будет отбираться специально для этих показов и сопровождаться целой серией просветительских и развлекательных мероприятий. Возглавляет это весьма деятельный человек, естественно член нашего Союза.
Молодежная секция. Мы соединили её деятельность с Институтом кино и телевидения. Что согласитесь логично. Кинематографическая молодёжь сосредоточена там. В том числе кинофестиваль «Кинолес», придуманный нашей молодёжной секцией, в этом году, получивший огромные деньги, чуть ли не семь миллионов. Он будет проводиться совместно с Институтом кино и телевидения, что, как я уверен, позволит ему стать из полулюбительского предприятия необходимым, широким и значимым кинематографическим событием. Мы будем расширять деятельность молодёжной секции. Всё то, что я сказал в начале своего выступления о семинарах, социализации, творческой жизни Союза, будет входить в сферу ответственности молодёжной секции.
О киноведении и кинокритике. Знаете, сегодняшний «Ленфильм» в своём жалком состоянии дешевого, бессмысленного бизнес-центра, если вдуматься, символ состояния отечественного кинематографа, разрушенного и никому не нужного. Если бы фильмы, выпускаемые сегодня, нужны были бы зрителю, государство никогда бы не позволило светским хлыщам довести старейшую киностудию страны до такого убого положения. Как же это произошло? А в том числе потому, что исчезли люди, способные составить нам и нашим произведениям диагноз и указать пути излечения. Исчезла кинокритика и киноведение. Исчезла, была разбита система зеркал, в которые мы смотрелись и видели там не всегда приятное взору отражение. Журналы частью прекратили существование, частью были захвачены болтливыми и бездарными фанфаронами. Теперь они пишут о корейском кино, об американском кино, о чём угодно только не об отечественном кинематографе. Плюс ко всему, на завоёванных площадях эти люди ещё и упорно играют в политику.
А мы не можем, тем более находясь в таком плачевном состоянии, жить без философского, уважительного и жёсткого осмысления о том, что с нами, почему и как это всё преодолеть. Киноведение сегодня, как аппарат сердце-лёгкие для смертельно больного! Как живительный кислород! По счастью, в нашей организации есть просто выдающиеся представители этого цеха! Умные, отлично образованные, жёсткие и талантливые. Это Татьяна Москвина, Михаил Трофименков и Сергей Шолохов. Есть и другие! Это наш золотой запас, который мы, в отличии от Центробанка, сохранили и сейчас будем рачительно тратить по определенным направлениям, опять же в содружестве с Институтом кино и телевидения. Я вижу в том числе не только продолжение замечательных лекций и кинопоказов проводимых здесь Трофименковым на протяжении уже многих лет и пользующихся устойчивой популярностью, но и в подготовке концепции по возвращению толстых кинематографических журналов в лоно отечественного кинематографа, основание новых киноизданий и даже издательская деятельность. Перечисленные фамилии в том порука.
Об отношениях с Союзом кинематографистов России, в просторечии, с Москвой. Отношения самые что ни на есть товарищеские и даже родственные, если вспомнить о десятках миллионов рублей, выделенных нам Москвой для погашения гигантских, не нами образованных долгов.
Есть и проблема. Это некое потребительское отношение к Председателю Союза Михалкову Никите Сергеевичу. Заключается оно в том, что поскольку он известный, красивый, значимый, встречается с Путиным и ведёт программу на телевидении, он и должен делать всё и за всех. Такие высказывания от членов нашей организации я слышал много раз. Он и делает. Делает много. Добился, например, постоянного финансирования нашей организации всеобщей правительством. И ещё много чего. И мы должны сделать много чего. Собственно, про это и был мой доклад здесь сегодня перед вами. Тогда, если мы все вместе, будем восстанавливать наше кино, оно восстановиться и вернёт себе своего зрителя.
Потому что кино — это вообще дело коллективное. Как бы не был талантлив режиссёр-постановщик, сделать кино в одиночестве он не способен. Коллективизм, товарищество — наша философия и наше спасение.
Об отношениях с городом. Тут проблемы. Сменился губернатор, сменился председатель комитета по культуре. Насколько я понимаю, они и сами пока не очень понимают, что делать с городской культурой в новых обстоятельствах. Это опасно. Потому что, как я уже говорил, когда нет понимания, обычно чиновники предпочитают действовать по-старому. А так сегодня не выйдет. Мы были приглашены с Людмилой Ивановной Томской в Комитет по культуре на обсуждение Концепции развития культуры города до какого-то там три тысячи восемьсотого года. Первое, что я прочел в этом документе, о том, что нам надлежит всемерно развивать международные связи. Для чего вводится институт амбассадорства. То есть послы. Оказывается, будут послы во всех странах нашей городской культуры. Я спросил тогда этих людей: «Вы газеты читаете? Телевизор смотрите? Какое амбассадорство? На ближайшие двадцать лет это всё будет перекрыто. Нас изолируют». Ответа не было. Вот так они занимаются эти ребята нашей культурой.
И в заключение еще раз скажу.
Времена грядут тяжёлые! Мы, наша организация к ним готова. Мы ясно видим свои цели и пути их достижения. Это наше время! И мы должны оправдать судьбу, которая нас вторгла в такие обстоятельства. У нас для этого есть все, в том числе совесть А самое главное, есть Организация. Давайте работать. Спасибо!
Добавить комментарий