Интервью с президентом Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Наталией Примаковой

Сегодня, 26 сентября, день рождения отмечает президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Наталия Примакова. Предлагаем вашему вниманию разговор с Наталией Примаковой, опубликованный в газете «СК Новости» (№ 4 (450) 21 апреля 2025 года).
Наталия Примакова: «Главное для меня – поднять престиж гильдии»
Гильдию киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России возглавляет сегодня киножурналист, сценарист и режиссер документального кино Наталия Примакова. Она активно занимается развитием телевизионного киноведения. Лауреат премий «Золотой овен», «ТЭФИ», а также диплома Гильдии киноведов и кинокритиков, Наталия сотрудничает с телеканалами, выступает с лекциями по истории кино в Москве и российских регионах. О том, какие задачи сегодня стоят перед гильдией, как реализуются текущие проекты и что в творческих планах, – в интервью с Наталией Примаковой.
− Какой вы видите задачу гильдии на текущий момент?
− Объединить перспективные проекты членов гильдии, направленные на реанимацию профессий киноведа, историка кино, кинокритика, о чем мы не раз говорили на общих собраниях, под эгидой нашего Союза. Это поможет, с одной стороны, укрепить саму гильдию, с другой – обеспечить поддержку и защиту тем, кто в ней состоит. Мне кажется, в этом как раз основная стратегия: каждому проекту придать более глобальный масштаб и общественный резонанс.
− Можете ли назвать какие-то конкретные проекты?
− Например, к восьмидесятилетию победы в Великой Отечественной войне гильдия подготовила специальные информационные материалы, которые могут использоваться в мероприятиях к этой знаменательной юбилейной дате. Автор программы — главный историк архивных документов, киновед Валерий Фомин. Это, например, электронный макет документальной фотовыставки «Плачьте, но снимайте!..», посвященной работе советских фронтовых операторов в годы Великой Отечественной войны. Одиннадцать разделов выставки рассказывают, как была организована работа фронтовой кинохроники; о ее сложности и опасности; о специальной кинотехнике, которую использовали нашиоператоры для съемок на земле, на воде ив воздухе. О том, как вместе с изменениемхарактера войны менялась и работа самой кинодокументалистики. На сайте Союза кинематографистов России теперь есть отдельный раздел «К 80-летию Победы», где можно в свободном доступе получить все материалы к выставке, чтобы организовать ее и провести в любом регионе России. Там же − разделы «Кинобиблиотека» и «Кинолекции». Среди задач гильдии на данный момент – поднять престиж киноведов и критиков. Гильдия учредила вместе с Союзом премию в области аудиовизуального искусства и художественной критики, объединив лучшие работы в кино и киноведении. Премия помогает преодолеть растерянность, раздробленность на фоне новообразований – так называемых «независимых критиков». Кинопроцесс бурно развивается и отслеживается, прежде всего, профессионалами, ибо именно они участвуют в нем как отборщики программ для многочисленных фестивалей, которые в последние десятилетия заменили в стране кинопрокат… Мы стремимся возродить заложенную Кириллом Разлоговым традицию – участие жюри гильдии в фестивалях и награждение победителей призами гильдии. В прошлом году, например, вручили призы на Крымском открытом фестивале документального кино «КрымДок» в Симферополе, на Казанском международном кинофестивале «Алтын минбар» и др. На 47-м Московском международном кинофестивале работает жюри критиков, куда вошли члены гильдии: кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИКа им. С. А. Герасимова Мария Безенкова; киножурналист, кинокритик Вероника Саркисова; писатель, автор книг биографического жанра Александр Хорт; киновед-культуролог Юлия Устюгова из Уфы, а также кинокритик Темина Туаева из Владикавказа. По поводу Темины хочу подчеркнуть: ее, конечно же, знают и как режиссера. Напомню, однако: она, прежде всего, киновед, как Светлана Старостина, Сергей Кудрявцев, Евгения Тирдатова. Также в жюри вошли Валерий Фомин, Николай Извовов, Николай Майоров, (последние двое − реставраторы старых фильмов). Сама давно работаю в области документального кино, так что, оказалось, это нормальная практика для киноведов. И еще хотелось подчеркнуть: мы открыты фестивалям, и если они проявят интерес к вручению приза Гильдии киноведов и кинокритиков, откликнемся. Готовы рассматривать интересные для нас предложения.
− Как вовлекаете в ряды гильдии молодых специалистов?
− Стараемся заинтересовать молодежь новыми профессиональными возможностями. Сейчас, например, ведем переговоры с Госфильмофондом РФ, чтобы гильдии выделялась квота на аккредитацию, как минимум, двадцати человек для посещения фестиваля архивного кино, независимо от того, будут у них публикации или нет. Учитывая, что в прошлом году они вообще всем отказали, станем завоевывать территории заново, что называется, тем более сам фестиваль создан киноведами и для киноведов.
Большинство членов нашей гильдии − научные сотрудники, которые не работают в СМИ. Занимаются научным трудом и анализом современного кинематографа, не публикуют сиюминутные рецензии и мнения. Фестивали же заинтересованы в освещении мероприятия − им нужно собрать пресс-папку публикаций, которые вышли по итогам мероприятия. Их, конечно же, не устраивает, что публикация будет через два года, в большом аналитическом труде… Организаторы должны понимать: аналитикам, профессионалам необходима насмотренность, и ее можно получить лишь на кинофестивалях. Нам удалось договориться с Московским международным кинофестивалем; пятьдесят с лишним человек будет аккредитовано от нашей гильдии, причем все получат аккредитацию класса «А», чего раньше не было!.. Это даст возможность нашим коллегам посмотреть максимальное количество фильмов.
– С какими киноинститутами вы сотрудничаете для привлечения в гильдию молодых специалистов?
− Со ВГИКом, Институтом кино и телевидения, Московской школой кино, ГИТИС, откуда выходят театральные критики, которые затем много пишут о кино. Наши коллеги из Тывы просят проводить у них мастер-классы для молодых киноведов. На базе представительства Союза кинематографистов там создана киношкола, и мы разрабатываем проект летнего цикла мастер-классов для начинающих кинематографистов.
− С какими еще регионами сотрудничает гильдия?
− Со многими. Дело в том, что в регионах сейчас киномероприятий, фестивалей, мастер-классов, конференций больше, чем в Москве, и они гораздо интереснее, продуктивнее. Это происходит в Крыму, в Новосибирске, Пензе, Самаре. Регионы заинтересованы в нас, им нужна поддержка, и мы откликаемся на их предложения. Недавно проводили круглый стол в Новосибирске, говорили о кинокомедиях. Важно, что в совете (правлении) гильдии около 30% − представители регионов, и каждый из них на местах реализует свои неповторимые проекты. Среди них – Елена Куценко из Республики Крым, Светлана Старостина из Пензы, Ада Бернатоните из Томска, Артем Зорин из Самары, который теперь возглавляет у нас комиссию по книжной премии.
− В этом году объявлено о продолжении работы комиссий по премии гильдии, вручение которой состоится в 2025 году. Что изменилось в регламенте?
– Во-первых, обновили в прошлом году церемонию вручения наград. Раньше награды за фильмы и книжная премия существовали параллельно, они не пересекались и когда-то вручались в разные дни. Мы постарались, чтобы те, кто пишет о кино, пересеклись с теми, кто его снимает. Получилось несколько сумбурно, но все же нам удалось сделать так, чтобы они познакомились, пожали друг другу руки и, надеюсь, в фойе и кулуарах пообщались… Прямая связь между кинематографистами и людьми научного труда очень важна. Считаю, это главное новаторство года. В перспективе мы хотели бы провести семинары для обсуждения кинопроцесса с лауреатами премии гильдии, снимающими фильмы и пишущими о кино. Сейчас вовсю ведется работа по кинопремии нынешнего года. Возможно, изменим номинации; что-то добавим, потому что у нас все-таки очень аскетичная премия… Хотим, чтобы она стала одной из престижных, отсюда и такой тщательный подход. В этом году решили проводить отбор фильмов поквартально; уже есть лонглисты игрового кино за первый квартал, начиная с ноября 2024 года. Скоро будут лонг-листы за первое полугодие. Связываемся с региональными институтами, чтобы они предоставили нам свои книги. Убеждена: одним из приоритетных направлений гильдии должна cтать книгоиздательская деятельность. А еще хотелось бы создать, и желательно на основе сайта Союза кинематографистов России, масштабный портал по истории и российского, и мирового кино, где в открытом доступе находилась бы вся необходимая информация, чтобы не приходилось ее искать в разрозненных источниках… Но это из ряда глобальных проектов. А так, в ближайшее время планируем провести круглый стол «Детское кино: от сказки к глянцу», чтобы проанализировать сказочные образы современного кинематографа и специфику развития жанра в наше время.
– Как решили стать киножурналистом?
– Свою работу на телевидении я начала в 1997 году на только что открывшем свое вещание ГТРК «Культура», где поначалу был дефицит кадров и мне сразу предложили поехать на съемки… Помню свое первое интервью; за меня его брал звукорежиссер, потому что я совершенно растерялась… Какой-то барельеф открывали, и я брала интервью у архитектора, который тоже от растерянности не мог два слова связать… Но первый репортаж все же вышел, а один из последующих посвящен был выставке фотографий Владимира Высоцкого. Тогда меня похвалили на летучке. В тот момент я поняла, что нашла дело своей жизни, и у меня это даже получается!..Потом я стала кинообозревателем новостей. Ездила, снимала; освещала съемочные площадки, премьеры, кинофестивали; делала аналитические материалы… К тому времени окончила Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания как режиссер документальных и художественных программ. Потом поступила в аспирантуру ВГИКа. Работа на телевидении многое дала,свела с огромным количеством абсолютно разных, уникальных людей нашего времени. Очень интересно было общаться и с Марком Захаровым, и с Питером Гринуэем, и с Кшиштофом Занусси. Запомнила ощущение от Алексея Германа-ст.: он поразил своей глубиной, в которой можно просто утонуть… С каждым разом просто старалась встроиться, почувствовать своего собеседника, понять его и что-то для себя почерпнуть.
− Кого считаете своим мастером в профессии?
− Главный учитель, давший мне старт в производстве документального кино, − Андрей Шемякин, когда он пригласил меня в свой цикл «Документальная камера». В 2003 году он предложил мне работать вместе. До встречи с ним я еще не делала форматов больше семи − десяти минут, но решила попробовать… Благодаря работе в цикле «Документальная камера» пересмотрела практически всю советскую школу документального кино от Екатеринбурга до Санкт-Петербурга!.. Что особенно подкупало в Шемякине? Отзывчивость на любые предложения. Он никогда не был диктатором. Кидал тебе пробный шар и говорил: «Есть такая идея…» Ты это все пересматриваешь, перевариваешь, потом приходишь и говоришь: «У меня это «переродилось» совершенно во что-то другое». Говорит: «Вот эту идею именно так и развивай». Он всегда был открыт к диалогу, поддерживал любые начинания. Умел так все преподнести, что у тебя оставалось ощущение собственной значимости. Редкое качество − не знаю, кому оно еще свойственно в такой степени!.. Еще ценно, что Шемякин не боялся молодых; всегда приглашал их сотрудничать, обучал, наставлял и спокойно отпускал дальше… Мы три с лишним года шли бок о бок, работая в «Документальной камере». А потом я пошла уже в свободное плавание, но мы продолжали общаться. Могла позвонить в любой момент с любым вопросом, даже самым нелепым. Это мой первый учитель в кино − в широком смысле этого слова.
– Вы получили премию «ТЭФИ» в номинации «Программа об искусстве» («Вертов и Рифеншталь. Кто виноват?»). Как пришла идея программы?
– Это предложение Андрея: «Давай сделаем кино о Лени Рифеншталь и Дзиге Вертове! Они воспевали каждый своего идола, каждый своего вождя…» Мне эта идея понравилась. Перечитала книги наших героев, пересмотрела все их фильмы. Это был редкий опыт, когда я сначала собрала программу, что называется, по «картинке», то есть смонтировала ее, а потом написала текст, который поддерживал изображение, передавал ощущения, которые я вкладывала в монтаж. Программа оказалась успешной.
− Что в творческих планах?
− Сейчас я полностью занята гильдиейи работой в документальном кино – делаюпроекты для телеканала ТВЦ. Меня избрали президентом гильдии, и я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы поднять ее престиж, а главное – чтобы поднять престиж киноведа, кинокритика как профессии.
Беседу вела Ирина Измайлова
Фото из личного архива
Наталии Примаковой
Добавить комментарий