Лекция Натальи Казуровой
12 декабря в Белом зале Дома Кино прошла лекция Натальи Казуровой «Сюрреализм в современном кино: запад-восток».
Классики сюрреализма Л. Бунюэль, М. Рэй, Ж. Кокто в своих работах уводили зрителя в мельесовский мир фантазий и грез. Иррациональное, освобожденное от догм и клише повествование сюрреалистов стремилось выйти за пределы реального посредством абсурда и фантасмагории. Постепенно популярность сюрреализма как канона для всего необъяснимого стала возрастать. Во второй половине ХХ века многие режиссеры пытались увидеть мир глазами сюрреалистов (Я. Шванкмайер, А. Ходоровски, Р. Полански, Б. Блие и пр.).
С течением времени содержание и трактовки сюрреалистичного в кино претерпели изменения. В последние десятилетия режиссеры больше не используют сюрреалистичное как альтернативу реального. Напротив, границы между документальными и сюрреалистичными нарративами все сильнее размываются. Репортажная техника съемки, использование цифры, игра непрофессионалов одновременно подмывают и упрочивают ирреальное (Д. Линч, А. ван Вармердам, Л. Алонсо и пр.). Вместе с тем, актуальные сюрреалистичные фильмы нередко граничат с карикатурой и/или пародией на стиль.
Современные режиссеры из Ирана и Турции в своих экспериментах с киноформой порой идут дальше западных коллег. Они обрамляют квазидокументальное/квазихудожественное в рамку нарочитых «эстетских экзотизмов», вплетая в содержание кинокартин дополнительные смыслы восточного мистического характера. Иранские и турецкие авторы благодаря методу запутывания, утаивания, ассоциативных узнаваний и фольклорным интонациям творят в зыбком пограничье между сюрреализмом и магическом реализмом.
Режиссеры из Японии и Кореи зачастую усиливают сюрреалистичный эффект в своих фильмах за счет включения жестких аффективных вспышек, по-настоящему ужасающих зрителя. В лекции пойдет речь о взаимодействии западного и восточного, документального и художественного, реального и «чудесного» в современном игровом кинематографе.
О лекторе: Наталья Казурова — кандидат исторических наук, автор книги «Заметки о творчестве Аббаса Киаростами» (НЛО), член программных комитетов российских и международных кинофестивалей, заведующая аспирантурой Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера).
Добавить комментарий