К 100-летию со дня рождения ленинградского кинорежиссера Владимира Венгерова (1920-1997).

К 100-летию со дня рождения ленинградского кинорежиссера Владимира Венгерова (1920-1997).

11 января 1920 года в Саратове родился будущий кинематографист Владимир Яковлевич Венгеров, проведший на киностудии «Ленфильм» свои лучшие творческие годы. До переезда в Ленинград режиссер учился в эвакуированном ВГИКе сразу и у Сергея Эйзенштейна, и у Григория Козинцева, затем – работал ассистентом у Юрия Райзмана и Фридриха Эрмлера сперва в Москве, затем – в Ленинграде. Послеуниверситетские годы Венгерова выпали на период «малокартинья», когда снимать удавалось лишь именитым режиссерам, а молодым приходилось довольствоваться положением подмастерья.

С началом 1950-х появилась возможность делать первые самостоятельные шаги. Долгожданная свобода случайным образом пришла из отдела «детского кино», которое наконец-то в отсутствие альтернатив решили доверить молодым кинематографистам. Не унаследовав от своего первого учителя революционного жара, с своим материалом – уже тогда культовой прозой – Венгеров смог сделать другое: растрогать и приручить каждого зрителя, забредшего на его фильм в кинозал. Заручившись беспроигрышной поддержкой дорогих сердцу литературных первоисточников, Венгеров вместе с коллегой и другом Михаилом Швейцером сперва снял «Кортик» по повести Анатолия Рыбакова, а затем, уже в одиночестве, – «Два капитана» по роману Вениамина Каверина, очаровав зрителей неподдельным духом мальчишеского романтизма, как раз кстати случившегося перед наступлением «оттепели».

Следом героем фильмов становится Ленинград запечатленный на кинопленку одновременно и в бессмертной красоте, и в руинированном состоянии после трагедии. Венгерова и сейчас вспоминают как режиссера, пристально всматривающегося в быт и видящего его неподкупнее, точнее многих своих современников. «Город зажигает огни» – о послевоенной жизни, «Балтийское небо» — о военных годах в Ленинграде. Оба не смогли повторить зрительских успех детских фильмов, но открыли другого Венгерова, «для взрослых», подготовив почву для следующих работ и открыв зрителям будущих звезд советского кино – Олега Борисова и Людмилу Гурченко.

В 1960-е годы Венгеров также становится руководителем Третьего творческого объединения на «Ленфильме». Именно с ним посчастливилось работать новому поколению молодых кинематографистов, для которых он постарался сделать многое, памятуя о лишениях, вынужденно пережитых им самим в начале пути.

На то же десятилетие приходятся и следующие режиссерские удачи. В 1962 году на экраны выходит «Порожний рейс» – вновь экранизация с блестящими актерскими работами Георгия Юматова, Александра Демьяненко и Анатолия Папанова. Тремя годами позднее – «Рабочий поселок» – бытописание послевоенного времени по повести Веры Пановой. В верном следовании «оттепельному» духу фильм сражал честностью, талантливо избегая всех опостылевших героических клише. Пропустив войну через себя, герои Олега Борисова, Людмилы Гурченко, Николая Симонова и Татьяны Дорониной не скрывали за мнимыми улыбками следы трагедии, позволяя и зрителю, наблюдающему за ними из кинозала, выговаривать травмы, доставшиеся в послевоенное наследство.

Вслед за ними Венгеров снимал другие работы, тщательно выбирая классическую и современную прозу, достойную экранизаций: «Живой труп», «Строговы», «Обрыв». С началом «перестройки» по состоянию здоровья Владимиру Яковлевичу пришлось отойти от дел, продолжая, тем не менее, до конца поддерживать боевой дух «Ленфильма» перед лицом любых перемен. О верности Венгерова своему месту точно написала киновед Вера Кузнецова: «Он не был ленинградцем по рождению, но, может быть, как никто другой в послевоенном поколении режиссеров сохранял в себе дух «Ленфильма»» («Киноведческие записки»).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *